Техника Тиффани
×

Техника Тиффани

История витража

История цветного стекла уходит вглубь веков, уже ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих храмов, а во втором тысячелетии до н.э. египтяне научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию необычных изделий из цветного катаного стекла, например, ваз миллефиоре и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий. Но то, что мы сегодня называем витражами, появилось лишь в эпоху раннего христианства, где прототипом витража являлся набор из разноцветных кусочков стекла разной величины, куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии. Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия. Интенсивно развиваться искусство витража из цветного стекла стало в период средневековья в Западной Европе и, хотя техника их изготовления была известна еще с VIII века, исследователи считают, что своим рождением витраж обязан готике. Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым - и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. Романские и готические храмы украшались совершеннейшими, выверенными до мельчайших деталей витражами (рисунок 1). Цветное стекло в них дополнялось бесцветным, вставки из которого создавали эффект иррационального пространственного фона. Главной особенностью «старого» витража была интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого).  В полумраке соборов витражи, мерцающие яркими пятнами, казались окнами в другой мир и производили очень сильное впечатление, граничащее с потрясением. Сюжеты витражной живописи, как и в других направлениях искусства, были в основном мифологические и библейские (рисунок 2).  Однако средневековые мастера воплощали в витражных картинах и растительный мир, рисуя: плющ, хмель, чертополох, дрок, остролист, мальвы, кувшинки, виноград, листья дуба, клена и т.д. Изображения растений имели символический смысл: лилия олицетворяла невинность, яблоня — первородный грех, роза — Богоматерь, виноградная лоза с гроздьями — Святую церковь. А когда Западная Европа начинала знакомиться с новыми ввозимыми растениями, например, с перцем и табаком, прибывавшими из Китая, каучуковым деревом, арахисом, что привозили из Бразилии, эти диковинные растения появились и в орнаментах витражей. Наивысшего подъема витражное искусство достигло в XIII веке во Франции. Главный центр производства расписных стекол находился в Шартре. [Источник]

Витражи Тиффани

Витражи Тиффани названы так в честь знаменитого американского декоратора Луиса Тиффани (1848-1933г.г.) (рисунок 3), одного из самых успешных дизайнеров своего времени. Конечно, витражи, сделанные по этой методике, существовали задолго до Тиффани, однако использовать для оборачивания стекол липкую медную фольгу, а не свинец, как раньше было принято, предложил именно он. А главная же заслуга Луиса Тиффани в том, что ему удалось внедрить эту технологию в массы, в результате чего витражи Тиффани получили дальнейшее развитие.

Суть метода состоит в следующем: каждый кусочек цветного стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой. Затем все обернутые кусочки спаиваются между собой. В отличие от свинцового профиля фольга позволяет соединять кусочки под любым углом друг к другу, поэтому витраж можно делать не только плоским, но и объемным. Этот способ нашел широкое применение в изготовлении всевозможных светильников: бра, люстр, торшеров, настольных ламп. [Источник]

Стекло

Художественное витражное стекло изготавливают многие фирмы-производители, как отечественные, так и зарубежные. Очень хорошего качества американское стекло (рисунок 4), оно хорошо режется, цветовая гамма американского художественного стекла насчитывает более 300 оттенков.

Единственный "недостаток" - довольно высокая стоимость такого стекла. Чаще американское стекло бывает полупрозрачным, то есть всё богатство фактуры и цветовой гаммы можно оценить, когда готовое изделие - люстра или торшер - включено и стекло подсвечивается изнутри. Многие отечественные фирмы также выпускают художественное стекло для витражей (рисунок 5). Стоимость его ниже, чем у американского. Обычно такое стекло изготавливается небольшими по площади (около 0,2 кв. метра) "лепешками" - в среднем в длину 50-60 см., в ширину - 35-40 см. Цветовая гамма также весьма разнообразна, стекло бывает и прозрачным, и полупрозрачным, и гладким, и рельефным. Но у такого стекла есть ряд существенных недостатков по сравнению с тем же американским.

Во-первых, это толщина, а точнее - ее непостоянство в пределах одного и того же листа стекла. С одного края она может быть 2-3 мм, а с другого - 5-6 мм. Поэтому, если в изготовляемой работе толщина стекла важна и должна быть постоянной, то очень сложно определить расход стекла. Значительная часть листа может оказаться невостребованной из-за больших перепадов толщины. Во-вторых, такое стекло оказывается различным по своим физическим параметрам - жесткости, закаленности. Один лист может легко и точно резаться, другой будет трескаться в самых непредсказуемых направлениях, что также ведет к большему расходу стекла.

Еще выпускается промышленное цветное стекло, использующееся в основном при производстве мебельных стенок, кухонных гарнитуров, вставок в межкомнатные двери. Оно гораздо дешевле, но к художественному стеклу его никак не отнесешь, больше оно напоминает оконное, и в витражных работах Тиффани практически не используется.

Обычно для различных ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3-4 мм, редко, когда больше или меньше. Хотя существует в продаже стекло толщиной всего в 1 мм, например, стекло фирмы BOHLE, но оно очень уж хрупкое и используется крайне редко. [Источник]

Технология изготовления

Необходимое оборудование и расходные материалы для изготовления витража

- цветное стекло;

- олово, марка ПОС-61;

- стеклорез наливной с латунной рукояткой;

- щипцы для разлома стекла;

- паяльник, 100 Вт.

- шлифовальная машинка типа «Kristall»;

- фольга медная (черная) 5,16 мм;

- флюс или паяльный жир, паяльная кислота;

- патина (черная или медная);

- П - образный латунный профиль 4х4х4 мм;

- латунный пруток, диаметр 3-4 мм;

- защитные очки;

- ножницы для вырезания шаблонов;

- небольшие ножницы (можно маникюрные);

- небольшие ножницы по металлу;

- маленькие гвозди, молоток;

- деревянные рейки, 1х2 см;

- жесткая кисточка;

- скотч широкий, прозрачный и малярный.

- бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.

- ватман;

- клей-карандаш.

Эскиз витража

За основу эскиза (рисунок 6) данного витража взято реальное фото кленового листа.

- чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;

- если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фольга все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.

- если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).

Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фольги.

Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды.

Далее эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначают рейками стороны этого угла (рисунок 7).

Изготовление элемента

Вырезанный шаблон элемента наклеиваем на лист стекла (рисунок 8).

Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» витража.

Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45 градусов к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.

Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.

Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

После проведения режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.

Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – следует положить лист стекла на край стола.

Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент нужно воспользоваться щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке (рисунок 9). При шлифовке обязательны защитные очки!

Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фольги.

Рабочей частью шлиф машинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.

Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фольгу, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.

Шлифуя стекло, следует прикладывать его к эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится. [Источник]

Обмотка элемента медной фольгой

Каждый элемент витража оборачивается фольгой (рисунок 10), которая представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. Для того чтобы фольга хорошо прилипала к стеклу, ее необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.

После оборачивания фольгу необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки (рисунок 11).

Готовый элемент фиксируют на эскизе при помощи небольших гвоздей (рисунок 12).

Пытаясь добиться тонких швов, не нужно подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по-своему, в данной работе используется немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой (рисунок 13).

Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой. [Источник]

Пайка швов

При изготовлении витражей в технике Тиффани, используют олово марки ПОС-61.

Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва (рисунок 14, 15).

Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фольгу и стекло.

Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.

Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.

Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.

Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри». [Источник]

Нанесение патины

Для придания готовому изделию (рисунок 16, рисунок 17) большей декоративности и привлекательного внешнего вида все пайки покрывают патиной. Сегодня патина – это искусственно придаваемый эффект состаривания мебели и другим предметам интерьера, столь любимый дизайнерами. Этот благородный налет придает ковке и резьбе особый шик, презентабельный вид, переводит любое покрытое им изделие в разряд раритетных. С помощью патины изделия получают еще и дополнительную защиту от воздействия агрессивной среды.

В данном случае бралась Античная патина на основе битума, которую наносили сухой губкой. Это раствор синтетического битума, который можно покрывать нитро составами, шеллаком, воском, маслом, однокомпонентными лаками. В результате этой операции белый свинцово-оловянный припой становится медным.

Патину, также, как и стекло, выпускают разные фирмы производители и стоимость ее также различна. Впрочем, при изготовлении витражных изделий Тиффани, в основном используется черный или черно-коричневый цвет покрытия, так что особого значения происхождение патины не имеет.

За счет разной химической активности, на оловянно-свинцовой поверхности паек мгновенно начинает осаждаться медь и в итоге всё изделие постепенно становится "медным". Толщина медной пленки вполне достаточная, чтобы изделие можно было хорошо промыть и протереть. Промывать нужно в проточной воде как следует, иначе при высыхании на поверхности паек может выступить налет. [Источник]