Получение художественных изделий из дерева в непроизводственных условиях
×

Получение художественных изделий из дерева в непроизводственных условиях

Дерево — один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в далекой древности. Древесина как строительный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Из древесины возводили жилые строения и хозяйственные постройки, укрепления и городские стены, мосты и храмы, делали лодки, струги, корабли, сани, телеги, кареты, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ - прялки, веретена, посуду - ложки, ковши, солонки, чаши, кубки, ведра, кадки (рис. 1).

Существовали различные способы художественной обработки древесины, но самым распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, поделки и предметы быта (рис. 2).

Наряду с резьбой для художественной отделки применяли и другие способы - роспись, мозаику, которые иногда совмещали, токарную обработку, фрезерование, лазерную резку, точение, выжигание, тиснение.

Резьба

  Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Все древесные породы делятся на мягкие, средние и твердые.

  • Мягкие породы - не оказывают сильного сопротивления резцу и наиболее благоприятны для резьбы.
  • Средней твердости породы - может оказаться и мягкой, и твердой, в зависимости от условий произрастания.
  • Твердые породы - самые трудные для работы, требуют применения силы и чувства материала.

  Существуют следующие основные виды резьбы:

-  плосковыемчатая или углубленная;

-  плоскорельефная;

-  рельефная;

-  прорезная или ажурная;

-  скульптурная или объемная.

Инструменты для резьбы по дереву

  Для выполнения всех видов резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент.

  Инструмент для резьбы можно различать как основной (режущий) и вспомогательный (для сверления и выпиливания, столярный, разметочный).

  Режущий инструмент:

Плосковыемчатая резьба

  Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность, украшаемая изделие или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки (то есть очерчивает контуры рисунка при помощи выемок). В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть контурной, геометрической или скобчатой.

  1. Контурная резьба выполняется в два приема:

  a - Надрезка. Установленный на контуре резак слегка наклоняют к поверхности рисунка, и углубив его кончик на 1,5-2 мм режут на себя.

  б - Подрезка. Резак под наклоном в противоположную сторону также ведут на себя. В результате получается выемка в форме треугольника (рис.3).

Контурная резьба использовалась в украшении дома, мебели, посуды. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций (рис.4).

Для выполнения контурной резьбы наиболее подходят породы: липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы практически не применяются из-за активно выраженной текстуры.

Для выполнения контурной резьбы применяют: ножи-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески.

      2. Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях (рис.5).

Техника выполнения геометрической резьбы:

Многие элементы геометрической резьбы, особенно это касается различных розеток, необходимо резать в разных направлениях, поэтому во время работы приходится постоянно вращать заготовку. Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или специальном приспособлении (рис. 6).

Резьба трехгранных выемок – равносторонних треугольников с углублениями в центре.

1) Разметить при помощи линейки и карандаша будущий орнамент.

2) Определить положение орнамента на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы определить направление реза.

3) Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра к вершинам.

4) Срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, нож-косяк при этом держат под наклоном (рис.7)

     3. Скобчатая резьба является разновидностью геометрической, древесина накалывается полукруглой или плоской стамеской с кругленными краями и подрезается ножом-косяком или полукруглой стамеской (рис.8). След от лезвия стамески на поверхности древесины похож на скобу или ноготь, поэтому скобчатую резьбу называют иногда ногтевидной.

Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, розетки, геометрические фигуры и как элементы рельефной и скульптурной резьбы.

Чаще всего в технике скобчатой резьбы украшают изделия по контуру или выполняют чешуйчатый орнамент (рис.9).

Плоскорельефная резьба

  Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе и в изготовлении различных сувениров. Характеризуется выбиранием или углублением фона вокруг орнамента на глубину 5-7 мм.

  В плоскорельефной резьбе изображение принимает объемные формы, сохраняя одинаковую высоту большинства выступающих плоскостей при одинаковой глубине фона.

 Плоскорельефная резьба дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением животных, птиц и человека.

  Плоскости орнамента могут быть (рис. 10):

  • вогнутыми;
  • прямыми;
  • выпуклыми

Фон в плоскорельефной резьбе бывает (рис. 11):

-  Заоваленный (а). Резьба с заоваленным контуром или фоном является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. Напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранным выемок, немного заоваленных.

-  Подушечный (б). Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминают подушечки.

- Выбранный (в). Резьба с выбранным фоном выполняется также, как и резьба с заоваленным контуром, но фон выбирается на определенную глубину. Фон можно сделать ровным, зачеканить или заполнить профильными прорезками.

-  Подобранный (г). Выполняют аналогично резьбе с заоваленным фоном, но фон вокруг орнамента выбирают под определенным углом наклона к плоскости.

-  Поднутренный (д). Резьба с поднутренным фоном, похож на резьбу с выбранным фоном, с той лишь разницей, что фон заходит под орнамент.

Можно выделить разновидности плоскорельефной резьбы такие как: 

1) Ажурная (прорезная) резьба. Фон узора выбирается полностью сквозным

выпиливанием или высверливанием (рис. 12). В технике ажурной резьбы выполнены наличники, карнизы, ставни, причелины, ветреницы, подкрылки в русских и белорусских избах.

2) Накладная резьба.  Это ажурная резьба, прикрепленная к деревянной

плоскости.

  Техника выполнения плоскорельефной резьбы:

  • Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром.

Резьба начинается с надреза ножом-косяком по контуру рисунка (рис. 13), затем следует подрезка со стороны фона.

После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. В результате получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.

  • Выполнение плоскорельефной резьбы с выбранным фоном.

  По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона (рис. 14).

Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура орнамента. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками.

 При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки.

   Основной инструмент для выполнения плоскорельефной резьбы: нож-косяк, полукруглые стамески различной ширины. 

   Плоскорельефная резьба широко применялась и применяется для украшения мебели, различных сувениров, в домовой и интерьерной резьбе (рис.15).

Глухая рельефная резьба

  Глухая рельефная резьба – это резьба с непрорезанным (глухим) фоном, высоким рельефным узором, почти не имеющая плоской поверхности.

  Рельефная резьба подразделяется на:

  • барельефную резьбу – с низким рельефом, если выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем наполовину своей толщины (рис.16).

  • горельефную резьбу – с высоким рельефом, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема (рис. 17).

Рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, свободной композицией.

  Рельефной резьбой покрывают фризы домов, лобовые доски, наличники, элементы ворот, входов и многое другое.

  Техника глухой рельефной резьбы (рис. 18). Сначала выполняют рисунок в плоскорельефной резьбе с подобранным фоном, а затем продолжают разрабатывать рельеф на плоскости орнамента или иного украшения. Выборку фона, обруб контура зачастую приходится выполнять с помощью киянки.

  Рельефную резьбу делают глубоко. Ее элементы высоко выступают над фоном, порой почти отрываясь от него и приближаясь к объемной, скульптурной резьбе.

Для выполнения рельефной резьбы используют: ножи-косяки, полукруглые стамески различной ширины, клюкарзы (изогнутые полукруглые стамески).

Прорезная резьба

Резьба с удалением фона. Выпиливанием получают криволинейные детали, предназначенные для мебели, элементов домовой резьбы, сувениров.

Последовательность выполнения прорезной резьбы показана на рис.19:

Прорезная резьба может быть контурной, сквозной, ажурной, накладной. При контурной резьбе обрабатывают незамкнутыми прорезями кромки заготовок (рис. 20).

Сквозная резьба,в данном случае прорези делают замкнутыми внутри заготовки.

Это детали карнизов, различные сувениры, элементы мебели (рис.21). Чтобы полотно пилы попало во внутреннее пространство выпиливаемого элемента, в детали предварительно высверливают отверстие необходимого размера.

Ажурная резьба является сквозной резьбой с дополнительной обработкой рисунка заоваливанием или плосковыемчатой резьбой (рис. 22).

Накладная резьба состоит из элементов прорезной резьбы, наклеенных на плоскую поверхность, используется для декорирования мебели и домовой резьбе (рис. 23).

Для выпиливания применяют следующие инструменты и оборудование:

  1. Сверла различных диаметров
  2. Ручные пилы (ножовка, лучковая пила, выкружная пила, лобзик).
  3. Электролобзики.
  4. Ленточнопильные станки.
  5. Лобзиковые станки.
  6. Нож-косяк и полукруглые стамески - для выполнения ажурной резьбы.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба представляет собой объемную станковую или декоративную скульптуру из дерева естественного вида. Готовое изделие просматривается со всех сторон.

Мастер  должен учитывать размер скульптуры с возможностями ее использования, расположения в окружающем пространстве, следует заранее определить назначение и местонахождение будущего изделия, а также соизмерить  его с заготовкой древесины, т.е. скульптура должна максимально уложиться в масштабе заготовки. Всякие добавления, наращивания, подклейки дерева возможны только в самых исключительных случаях.

Приступать к скульптурной резьбе следует лишь тогда, когда мастеру до мельчайших деталей будет ясен весь замысел: форма, размер, техника обработки.

Чтобы во время работы не подстерегла неудача, надежным и испытанным приемом является лепка из глины или пластилина модели будущей скульптуры – точной копии или уменьшенной в определенном масштабе.  Модель дает возможность почувствовать объем, уточнить технику, разработку и деталировку рельефа, определить, какой инструмент понадобится для выполнения резьбы.

Сначала любую по размеру заготовку для скульптуры надежно закрепляют в вертикальном или горизонтальном положении, чтобы резчик мог свободно подойти к ней с любой стороны (рис. 24).

Следующим этапом работы является нанесение основных контуров будущей скульптуры и вырубка топором грубых форм фигуры. Если фигура небольших размеров, применяют стамески прямые, полукруглые, отлогие, а иногда и уголки. После обруба основных форм приступают к выявлению деталей с помощью крупных стамесок с последующей деталировкой рельефа более мелкими стамесками. Пример изготовления скульптуры представлен на рис. 25.

Если древесина очень твердая и сухая, ее рекомендуется периодически смачивать водой (при выявлении форм объема увлажненная древесина выбирается).

Готовую скульптуру некоторое время выдерживают в сухом месте. Если древесина была влажной, на ней могут появиться трещины. После высыхания эти трещины заклеивают клиньями из такой же породы дерева, с таким же расположением слоев древесины и рисунком. Эти вклейки будут малозаметны. Просушенную скульптуру отделывают и наносят защитные покрытия в зависимости от того, где она будет находиться.