Механическая гравировка
×

Механическая гравировка

Гравировка является одним из самых простых способов сделать вещь уникальной и неповторимой. Ювелирные украшения с гравировкой передаются из поколения в поколение и хранятся веками. Технический прогресс не обошел и такой древний вид искусства, как гравировка. Впрочем, не во всех случаях стоит прибегать к новым технологиям в граверном деле. Итак, об основных плюсах и минусах различных видов этого старинного ремесла:

Ручная гравировка – является самым древним видом этого ремесла. Именно ручная гравировка смотрится лучше всего на ювелирных украшениях. К примеру, для нанесения памятной надписи на кольца, чаще всего используется именно ручная гравировка, потому что машина просто не способна нанести надпись на сложную поверхность кольца. Такой вид гравировки наносится обычно специальным инструментом – штихелем (что-то вроде стамески). Нанесение рисунка с помощью специальной бормашины также считается подвидом ручной гравировки. Плюсами этого вида гравировки является красота и эстетичность изготавливаемого изделия. Минусами такой гравировки являются достаточно высокая стоимость изделия (обычно определяется количеством знаков для нанесения, в случае если гравировка представляет собой текст). Ручная гравировка требует высокого уровня мастерства исполнителя заказа.

Механическая гравировка выполняется с помощью специального гравировального станка, в центре которого расположена специальная фреза. Такой вид гравировки наиболее распространен в мире. Простота этого метода и низкая стоимость изготавливаемого изделия – вот основные плюсы этого метода. Впрочем, минусов у этого метода тоже предостаточно: площадь гравюры ограничена поверхностью станка, изображение можно наносить только на плоской поверхности. Проще говоря, на ювелирных изделиях практически невозможно использовать метод механической гравировки.

Лазерная гравировка в последнее время приобрела небывалую популярность. Новая технология позволила снизить стоимость гравировки до предельного минимума. К тому же, гравировка лазером делается за пару минут, в отличие от гравировки штихелем, которая может занять несколько дней. Впрочем, минусов у этого вида гравировки тоже достаточно: такая гравировка недолговечна и со временем имеет свойство стираться. К тому же, на ювелирных изделиях такая гравировка смотрится не эстетично, т.к. теряется этот флер старинного изделия. Дело в том, что лазер просто выжигает должным образом поверхность изделия и, соответственно, характерного рельефа на украшении не появляется. (Источник)

Механическая гравировка

Для такой технологии необходим гравировальный станок со специальной фрезой. Чаще всего так обрабатываются металлические изделия, камень и стекло. Узор наносится только на плоскую поверхность. Работа в этой технике даёт возможность получить объёмные, рельефные рисунки. Зависит это от глубины проникновения фрезы, от профессионализма мастера. Надписи и узоры, сделанные механическим путём, имеют грани, которые оживляют и заставляют играть изделие всеми красками радуги.

Достоинства механической гравировки:

  • гарантирует высочайшую точность при исполнении гравировки;
  • рисунки не подвластны времени, не затираются, не блекнут;
  • на определённых материалах, например пластике, позволяет менять исходную форму предмета;
  • создание рельефных, объёмных изображений.

   Недостатки механической гравировки:

  • требуется дополнительное дорогостоящее оборудование, что в свою очередь резко поднимает стоимость использования данного метода;
  • скорость выполнения ниже, чем при работе с лазером.

Также выделяют подвид механической гравировки - алмазную. Фреза осуществляет ударные движения по поверхности, вследствие чего образуется орнамент. От прессинга алмазной иглы получаются микроскопические точечки, благодаря которым готовая продукция имеет эффектный переливающийся блеск. Использование алмазной фрезы позволяет выполнить работу практически любой сложности, правда, при одном условии - наличие ровной поверхности.

История

Гравировка – один из древнейших видов художественной обработки металла. Гравированием называют нанесение на поверхность материала (металла, камня, кости) надписей, рисунков, узоров режущим инструментом (ручным, станочным или механизированным) или путем травления, под которым понимают химическую обработку твердых материалов растворами кислот, для изменения вида их поверхности или удаления примесей, а также для доводочной обработки металлических заготовок до требуемых размеров и формы. Филигранное искусство превращать металл в своеобразный холст и наносить на него сколь прекрасные, столь и вечные картины посредством простого резца знакомо нашим предкам с давних времен.

Прообраз гравировки – выбитые на камне рисунки и письмена эпохи Каменного века. Техника гравирования возникла в весьма отдаленные времена в Китае при создании циферблатов (часов теневого типа), а затем в IV веке до н. э. при изготовлении неравномерных линейных шкал к водяным часам, а также медных пластин для «указателей юга» — компчасов. Позднее граверное дело начало развиваться в Греции и Средней Азии (Ургенч, Самарканд и т. п.). В Европе оно получило. распространение в середине XI века в связи изготовлением астрономических и мореходных приборов. (Источник)

С открытием металла природная тяга людей к прекрасному, побудила применить этот прием уже на более податливом материале, украсив его разнообразными узорами. В основном, эти выцарапанные на медных украшениях, посуде и оружиях узоры обозначали принадлежность человека к тому или иному родовому племени.

Позже, когда техника гравировки совершенствовалась, и вместо зубил стали использовать специальные резцы – штихеля, на меди, латуни, золоте, серебре и бронзе вырезали различные узоры, которые впоследствии заполняли другим материалом. Эмалью, чернью, золотой и серебряной проволокой. Таким образом, искусные мастера могли создавать полноцветные яркие рисунки, по количеству цветов ничуть не уступая живописцам.

В эпоху Древнего Египта колоссальное значение придавали изделиям из золота. Благородный металл считался символом бога Солнца Ра. Различные изделия из него датированные 2780 – 2280 годами до нашей эры обильно украшены узорами, выполненными в технике гравировки. Знаменитая золотая гробница Тутанхамона, бронзовые чаши, медные и золотые браслеты и серьги свидетельствуют о высоком развитии металлургии.

Во времена Античного мира роскошь и великолепие Римской империи создало колоссальное количество изумительных по красоте домашней утвари, сосудов для питья и ритуальных блюд. В основном они были изготовлены из меди, бронзы и серебра, и богато декорированы растительным узором, натюрмортами, сценами из жизни богов. Зачастую на одном предмете можно было увидеть все методы художественной обработки металла, которыми владел мастер. Литье, эмаль, насечка, гравировка.

Средневековье – время расцвета работ по металлу. В это время штриховую гравировку стали активно применять на кольцах. Считалось, что надпись выполненная на внутренней стороне кольца – надежный способ увековечить любовное или деловое послание. Также, техника оборонного гравирования выступила сольно, украсив доспехи, медную утварь, латунные надгробия.

В эпоху Барокко главенствовало литье и чеканка. Однако, гравировка тоже получила второе дыхание. На сервизах, кружках, медных абажурах и литых украшениях наряду с чеканными цветочными орнаментами посредством оборонной гравировки выполнялись дарственные надписи, латинские изречения и вензеля.

Семидесятые годы 18 века характеризуются сдержанным декоративным оформлением и спокойными гладкими поверхностями, украшенными изящными и строгими узорами штриховой гравировкой. Примерно в это время для выполнения гравировки стали применять машины. Эстетика машинной гравировки формировалась постепенно. Сначала почти всю поверхность изделия покрывали идеально прямыми линиями, геометрическими кругами и дугами. Эта техника получила название гильоширование и в начале 19 века практически полностью вытеснила ручную гравировку.

Однако ручная гравировка уступив место станкам, не сдавала своих позиций в области гравирования оружия. Основным инструментом у немецких мастеров была игла. Классическая техника гравировки, которую они использовали, выглядела следующим образом: на всю поверхность клинка наносили киноварь, а затем рисунок тщательно процарапывали иглой и вытравливали. В результате выходили тончайшие кружевные узоры, изящные готические миниатюры и стилизованные растительные орнаменты, моментально удорожая клинок в десятки, а то и в сотни раз.

С помощью нового метода стали украшать не только оружие, но и столовые приборы, часы, домашнюю утварь, дамские украшения. Русские мастера, усовершенствовав технику, видоизменили и классические узоры. Рисунок обрел динамичность, композиционную завершенность, разрозненные детали сложились в единый орнамент.

В наше время широко развилась отрасль машинной гравировки. Помимо изготовления ювелирных изделий, гравировальные машины проникли и в машиностроение, и в промышленное производство различных металлических изделий. Однако, в связи с этим, сейчас особенно высоко ценится ручная гравировка. Ювелирные изделия, коллекционное оружие, шкатулки, различные сувениры украшенные ею моментально становятся произведением искусства, уникальным штучным товаром, доступной и благородной роскошью. (Источник)

История гравировки в России

Мода на граверное дело пришла в Россию, вместе с великими реформами Петра I. Ранее гравировкой массово украшали лишь деревянные обложки книг и некоторые предметы быта. Настоящий взлет искусства гравировки произошел в XVIII веке.

В этот же период граверное дело стало востребовано и среди населения: «фряжские листы» — резанные на меди и дереве гравюры — украшали дома купцов и аристократов. Кроме того, гравюры использовали в качестве поздравительных листов или памятных посланий.

В XVIII-XIX веке гравировкой пользовались для украшения оружия: искусные картины на холодно блестящей стали были визитной карточкой многих оружейников.

Граверное дело в СССР

С приходом к власти большевиков многие ювелиры были подвергнуты гонениям, а предметы роскоши стали считать преступлением против идеологии. Впрочем, на развитие граверного дела смена власти повлияла отрицательно.

Уже в 1922 году творцам новой эпохи понадобилось колоссальное количество сеток, шкал, лимбов и различных деталей для приборов. А в 26-м году, с созданием лаборатории научной фотографии, стало очевидно: спрос на мастеров граверного дела будет только расти.

В эти годы граверное мастерство вышло на новый уровень: используя комбинированные и фотографические методы, ювелиры могли наносить обозначения и деления с невероятной точностью. (Источник)

Технология, реализация технологии и ее практическое применение на сегодняшний день

Механическая гравировка – другой важный метод маркировки в данной индустрии. Как и лазерная гравировка, метод механической гравировки имеет как сильные, так и слабые стороны. Механическая гравировка осуществляется остро заточенной вращающейся фрезой путем резки материала.

Механическая алмазная гравировка – разновидность механической гравировки, которая основывается на применении того же оборудования, однако используется алмазный наконечник, не вращающаяся фреза для нанесения букв и необходимого дизайна.  Механическая алмазная гравировка используется для работы с металлическими предметами такими, как призы, ювелирные изделия, подарки.

Огромным плюсом данного оборудования является многосторонность его применения, которая позволит Вам гравировать как ручки, браслеты, так и серебряные подносы, персонализируя данные предметы в течение минуты, присваивая им имена и другие надписи.

Существует два важных типа оборудования по механической обработке: ручное оборудование, известное как пантограф, и компьютеризированное оборудование. Ручное оборудование в основном на сегодняшний день используется в ювелирном деле, для гравировки пивных кружек, ваз, стаканов, а также для гравировки фамильных украшений.

Однако большинство людей в данной индустрии перешли на компьютеризированные технологии. Данное оборудование использует программное обеспечение, систему электронного управления и моторы для механического передвижения фрезы вдоль X и Y осей для гравировки. Гравировальные компьютеризированные станки механической гравировки варьируются от небольших станков, гравирующих кольца, подарки, цилиндрические объекты до огромных гравировальных комплексов, которые могут осуществлять гравировку партии одновременно.

Небольшие фрезеры применяются для гравировки ювелирных изделий, именных дощечек, призов, наград, небольших сувениров, ручек, бэйджей и др. Большие гравировальные станки позволяют обрабатывать либо предметы больших размеров, либо несколько предметов.

Наиболее важным комплектующим для данного оборудования является хороший набор фрез. Фрезы можно приобрести различных размеров: небольшие используются для гравировки маленьких букв, большие – для гравировки больших площадей. Для механической алмазной гравировки Вам понадобится специальный алмазный наконечник или переходник (алмазная насадка, которая крепится внизу шпинделя).

Существуют некоторые дополнительные комплектующие, которые могут понадобится в зависимости от области применения фрезерного оборудования. Полировочные фрезы используются для полировки гравировки – популярной гравировальной техники для металлов с покрытием. При полировке металла с покрытием снимается его верхний слой. Используются также специальные фрезы для гравировки на таких твердых металлах, как нержавеющая сталь.

При механической гравировке необходимо хорошо закрепить гравируемые объекты. Для этого производители предлагают Вам различные зажимы для закрепления объектов. В зависимости от используемого оборудования Вы также можете использовать устройство для круговой гравировки для гравировки вокруг предмета. Некоторые производители предлагают также вакуумный стол и «липкий коврик», который необходим для закрепления плоских предметов. Некоторые пользователи используют для данной цели двусторонний скотч.

Для гравировки пластика, при которой выделяется много крошки, необходима специальная система аспирации для удаления крошки. Данное оборудование удаляет крошку в течение всего процесса гравировки для предотвращения возможных проблем при гравировке и оставляет рабочую поверхность чистой.

Механическая гравировка может работать с пластиком, акрилом, стеклом, камнем, как и лазерная гравировка. Однако в отличие от лазерного станка механический гравер может обрабатывать чистые металлы: алюминий, нержавеющую сталь, медь, золото, титан, платину.

Гравировка наград – основная область применения механического гравера, также механический гравер – фрезер применяется для создания вывесок, табличек, содержащих название компании, гравировки подарков: ювелирных изделий, рамок картин, пивных кружок, фляжек, бирок на сумках.

Механическая гравировка осуществляется путем резки по материалу, что создает атмосферу уникальности данного объекта, его неповторимости.

Однако работы на фрезере требует более сильного погружения в изучение его работы, поскольку необходимо овладеть навыками выбора необходимых ножей, крепления обрабатываемого материала, настройки скоростей и подачи.

Механическая гравировка основывается на гравировки изображения векторного формата, что также имеет свои недостатки. Например, при гравировке логотипа компании, данный логотип должен быть переведен в векторный формат, что потребует времени в связи с процессом проб и ошибок. Иногда механическая гравировка в зависимости от осуществляемой работы может занять больше времени, чем лазерная гравировка. Также она издает больше шума и производит больше отходного материала. (Источник)