Медальерное дело и изготовление значков
×

Медальерное дело и изготовление значков

Введение

Малый бизнес и малое производство предполагает изготовление продукции, которая бы пользовалась большим спросом. При этом также важно, чтобы производимый продукт не требовал больших капиталовложений, а технология его изготовления являлась простой. Рассмотрим идею малого бизнеса по изготовлению значков и медалей.

Медальерное искусство

История

  Возникновение медальерного искусства можно отнести к тому времени, когда на металлические деньги художники-металлисты стали наносить различные символические изображения.  Следует отметить, что монеты зачастую чеканились с изображениями мемориального характера. В античные времена они изготовлялись в память каких-либо событий или героев. Изобретение денег было вызвано социально-экономическими факторами. Греки и римляне приписывали их появление мифологическим героям и богам. Так, по легенде греков, в Аттике монету с изображением священного быка  ввел Тезей.

Терминология

Название «медаль» происходит от французского «medaille» , что означает щит, круг с двусторонним рельефным изображением.

      Медали не всегда имеют круглую форму. Иногда они представляют собой прямоугольные пластины небольших размеров и выпускаются (так же как и круглые медали) с односторонним, иногда двусторонним рельефом и носят название плакеты (плакетки).

   Кроме классических круглых, создаются медали и других самых разнообразных геометрических форм. Например овальные, в виде неправильных окружностей, многоугольные или неопределенных форм, диктуемых композиционными решениями рельефа, которому подчинена форма современной медали.

      Лицевая сторона медали с главной темой, которой посвящена медаль, называется аверсом (от французского слова «avers» — обращенный к кому-нибудь). Оборотная сторона медали («реверс», от французского «revers» — оборотный) имеет обычно вспомогательный характер, используется в традиционных медалях главным образом для нанесения текста, который дополняет и разъясняет изображение на аверсе.

Типы традиционных медалей:

  • медали-персоналии с портретным изображением. Это наиболее часто встречающийся тип медалей, они посвящены определенным лицам в связи с их общественной, государственной или научной деятельностью. Выпуск медалей-персоналий обычно приурочивается к юбилейным датам или важным событиям в деятельности этих людей;
  • исторические медали увековечивают исторические события. Главная тема медалей - отображение этапных и эпохальных событий политической и общественной жизни страны, а также героических эпизодов войн и побед;
  • медали с пейзажами представляют собой вид миниатюрного рельефа, приближающегося по своим изобразительным возможностям к живописной картине со строго определенными планами, создающими перспективу;
  • медали с бытовыми сюжетами. Этот тип медалей стал активно развиваться в 50-60-х годах XIX века. В это время появляются медали на сельскохозяйственные и промышленные темы, связанные с выставками, с созданием различных строительных или архитектурных сооружений.

В медальерном искусстве наиболее значительное место занимают медали-персоналии и медали с исторической тематикой.

Таковы медали «в ознаменование запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли», к юбилейным датам В. И. Ленина и других.

Портрет на медали призван увековечить значимость человеческой личности. Часто такие медали носят "промышленный" характер, для них штампы исполняются граверами, главным образом, по рисункам авторов.

Все перечисленные виды медалей выпускаются определенными сериями  и рассчитаны на самые широкие массы. Другой вид медалей, предназначаемых для сравнительно узкого круга лиц, так называемые провизории, выпускаются, например, к юбилейным датам заводов, строек коммунизма, в ознаменование съездов, симпозиумов, носящих международный или общесоюзный характер. Существуют также медали, "иллюстрирующие" типы литературных героев или носящие сатирический характер.

Наряду с выполнением медалей (выпускаемых сериями) техникой чеканки на монетных дворах Гознака авторы-медальеры для выставок отливают медали из бронзы в земляных формах*, а также по выплавляемой модели**.

Многие скульпторы-медальеры предпочитают литье из бронзы в земляных формах потому, что это дает возможность получать на медалях некоторую специфическую фактурность (от формовочной земли).

При выполнении медалей техникой литья аверсы и реверсы отливаются отдельно, что создает удобство при экспонировании на выставках

Для рассмотрения работы скульптор-медальер последовательно представляет: проект медали, эскиз медали в пластилине, модель медали, отформованную в гипсе. Затем совет утверждает сигнальный экземпляр и тиражирование медали.

Модель, вылепленная из пластилина, специального "воска" для литейных моделей, может предназначаться для литья из бронзы или иных сплавов. Медальерная модель может бть приготовлена и для авторского оригинала, с которого путем гравирования получают стальные штампы.

Таким образом, выпускаемые медали тиражируются штампованием, в штампах (называемых штемпелями) нижняя часть штемпеля (матрица) укрепляется на прессе неподвижно. Верхняя же часть штемпеля (пуансон) движется в вертикальном направлении, совершая возвратно-поступательные движения.

При штамповании медалей медную или латунную заготовку (возможны заготовки и из драгоценных металлов) в виде кружка или прямоугольника разогревают и укладывают на матрицу. При ударе (нажатии) пуансона разогретая металлическая заготовка вдавливается в полости формы (матрицы и пуансона), и металл начинает как бы течь в форме, приобретая ее отпечаток.

* Литье в земляные формы выполняют следующим образом. По модели или шаблону из формовочной земли изготавливают литейную форму, которую заливают расплавленным металлом. При литье этим способом форму используют один раз, так как при извлечении готовой отливки она разрушается. Формы выполняют из формовочной смеси, состоящей из песка и глины. Смесь должна содержать 12-25 % глины. Перед формовкой ее слегка увлажняют и хорошо перемешивают, чтобы была рыхлой и не имела комков. Качество смеси при изготовлении можно определить так: горсть ее сжимают в руке, при этом она должна сохранять форму, а при прикосновении разрушаться. Формовочную смесь можно использовать многократно, однако для первого слоя (облицовочного) толщиной 20-30 мм, которым покрывают модель, желательно приготовлять новую. Модели изготовляют деревянные, пластиковые, металлические, гипсовые и др. Более доступным материалом для моделей является гипс и пластилин. При необходимости восстановления разрушенной детали моделью может служить сама деталь, которой придают первоначальный вид с помощью пластилина, напайкой отсутствующих элементов или иным способом.

** Литье по выплавляемым моделям (ЛВМ) – способ получения отливок в многослойных оболочковых неразъемных керамических формах, изготовляемых с использованием выплавляемых, выжигаемых или растворяемых моделей однократного использования.

Сущность способа получения отливок по выплавляемым моделям состоит в том, что модель отливки и модель литниковой системы изготовляют из легкоплавких материалов путем запрессовки их или заливки их в пресс-формы. Затвердевшую модель извлекают из пресс-формы, припаивают к литниковой системе, образуя модельный блок. На поверхность модельного блока наносят несколько слоев суспензии и обсыпки, которые после сушки создают на блоке высокоогнеупорную керамическую оболочку. Выплавив из оболочки модельный состав, получают тонкостенную оболочку литейной формы отливки. Полученную оболочку формуют в специальных неразъемных опоках, прокаливают и заливают расплавом.

История появления значков

История значка уходит корнями еще в первобытное общество, когда началось социальное разделение людей. И чтобы господствующая общественная группа как-то выделялась среди остальных людей, ее представители украшали себя различными символами отличия. Античный мир и средние века развили эту традицию. Появились отличительные нагрудные знаки разных форм и достоинства, которыми награждались заслуженные люди, проявившие себя на военной службе или гражданском поприще. Востребованы были значки и в царской России. Но наибольшей популярности такие нагрудные знаки достигли в советское время. Почти каждый уважающий себя мужчина носил на лацкане пиджака значок небольшого размера, что придавало его обладателю обаяние и даже некий шик. Дети дошкольного возраста носили значки октябренка в виде пятиконечной звезды с изображением в ее середине юного Володи Ульянова. Какой-то период в Советском Союзе обязательным было ношение пионерского и комсомольского значков, особенно во время пребывания в школе или вузе.

Технология изготовления значков

Штамповка

Штамповка с мягкими эмалями является наиболее популярной и доступной технологией в производстве значков, медалей и нагрудных знаков. Ведь в данной технологии можно изготовить практически любой значок.

Штамповка это один из способов производства значков при помощи специализированного оборудования – мощного гидравлического пресса, который создает многотонное давление на металл, и при помощи специальных штампов выдавливает углубления в металле (рельеф значка или медали). (Чем отличаются штампованные и литые значки? )

Данная технология позволяет сочетать высочайшее качество и доступную цену изделий - такие значки имеют чуть более низкую стоимость, чем к примеру горячие эмали или эпола. Штампованные значки выгодно отличаются от полиграфических значков залитых смолой - они выглядят более объемными – ведь металлические перегородки разделяющие эмали различных цветов немного приподняты над слоем эмали (эмаль заливается в углубления значка).

Каждый значок изготовленный штамповкой имеет дополнительное гальваническое покрытие, цвет которого (например, под золото или под серебро и т.д.) можно выбрать при подготовке макета значков. Такое покрытие очень устойчиво к царапинам и окислению, что позволяет значку сохранять свой первоначальный вид на многие годы.

Для того, чтобы придать значку дополнительный визуальный объём, а так же защитить значок от механических повреждений (таких как потертости или царапины), следует  покрывать поверхность значка эпоксидной смолой (по другому такое покрытие называют оптической смолой, или эпоксидной линзой).

Дополнительную уникальность и интересную фактуру на штампованных значках, можно создать, если дополнительно использовать пескоструйную обработку или различные виды античных покрытий.

Штампованные значки можно изготовить из различных металлов, но при использовании, к примеру, штамповки из латуни или из стали необходимо учитывать особенности того или иного металла.

Литье

Наиболее древняя технология изготовления изделий из металла - медалей, орденов, монет и пр. Современное оборудование позволяет производить изделия различной сложности и размера, от нескольких миллиметров до 12-15 сантиметров. Технология литья при изготовлении корпоративных изделий из металла позволяет создавать очень сложные изделия, с любым количеством отверстий внутри изделия и сколь угодно сложной внешней формой. При литье используются относительно легкоплавкие сплавы, на изделия можно наносить только мягкие эмали.

Значки из латуни

Латунь достаточно пластичный металл, и поэтому такие значки имеют более мягкие очертания. К тому же латунные значки хорошо полируются, практически до зеркального блеска. Особо следует отметить, что значки штампованные из латуни – наиболее распространённая технология, таким способом изготавливаются большинство значков. В данной технологии производства значков можно изготовить практически любой значок.

Значки, штампованные из стали

Имеют более низкую стоимость, чем значки из латуни, и поэтому очень часто данный способ применяют для изготовления дешевых промо-значков. Если заказывать значки штамповкой из стали необходимо учитывать некоторые технологические ограничения: сталь достаточно твердый металл, и потому значки из стали невозможно отполировать до зеркального блеска, поэтому подобные значки рекомендуется изготавливать в том случае, если большая часть поверхности значка делается нижним уровнем и заливается эмалями. И в тоже время в значках, изготовленных из стали, можно сделать более тонкие линии.

Так же стоит отметить, что если вы хотите сделать штампованные значки с отверстиями, то для каждого отверстия нужно будет изготовить отдельный вырубной штамп, что увеличивает стоимость каждого значка и всего тиража в целом.

При подготовке макета значков необходимо учитывать, что минимальная толщина внутренних металлических линий значка - 0,15 мм, в том числе перегородки между эмалями и минимально возможный шрифт в значке, 0,20-0,25 мм - внешняя кромка изделия (металлический кант по краю значка). Минимальная толщина линий под заливку эмалей - 0,3 мм ( в том числе и внутри букв, если на значке присутствует какая нибудь надпись).

ЭПОЛА - процесс производства значков, который похож на «клуазон» (горячие эмали), но использует современные специализированные густые эмали. Значок после обжига и полировки приобретает блестящую, ровную поверхность: эмаль в одном уровне с металлическими бортиками, разделяющими поля с разными цветами эмали.

Стоимость изготовления значков этим методом несколько ниже стоимости метода “горячих эмалей”, однако эта технология также позволяет создавать изделия очень высокого качества.

Значки изготовленные в технологии ЭПОЛА могут быть любой формы т.к. полностью делаются по макету.

Фототравление - это способ создания углублений в значках, в которые затем заливаются жидкие эмали.

Углубления не штампуются из листа, а вытравливаются кислотой: Фотоспособом изображение переносится на металл с нанесенным светочувствительным слоем, проявляется и подвергается химической обработке.

Кислота растворяет незащищенный фотоэмульсией металл на требуемую глубину, образуя углубления, в которые затем заливаются мягкие эмали.

Значок Золотая строфа.

Значки изготовленные этим способом, лучше выглядят, если их покрыть оптической смолой. Преимуществом этой технологии является возможность передачи тонких линий в металле, что невозможно в других случаях.

Производство значков в технологии ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ (Клуазон)

В настоящее время горячие эмали применяют для изготовления ювелирных изделий, и значков… Мы обойдём ювелирную тематику, и поговорим о значках. Значки с горячими эмалями считаются наиболее престижными и дорогими и это не удивительно, ведь на производство каждого значка уходит много ручного труда. Горячие эмали –самый древний способ изготовления металлических украшений с эмалью.

Кто-то говорит, что данная технология изобретена в Китае более тысячи лет назад, кто-то говорит, что данный вид эмали находит свое начало в средневековой Европе. Спорить бесполезно, а вот использовать при изготовлении значков действительно можно!

Горячие эмали ещё называют ювелирными или перегородчатыми эмалями, иногда данную технологию обозначают словом КЛУАЗОН – происходящее от французского Cloisonner - ставить перегородки, перегораживать.В значках, металлические перегородки разделяют эмали разных цветов.

Мягкие (жидкие) эмали и эмали эпола –состоят из синтетических компонентов, а клуазон в основе своей имеет силикатные смеси: мелкий песок, в который для создания определенного цвета добавляют натуральные красители – окислы различных металлов.

Металлическая основа значка изготавливается штамповкой из меди, затем подготовленная силикатная я смесь, немного разбавленная водой (до пастообразной консистенции) наносится в углубления значка, и обжигается при высокой температуре 750-1000 градусов. Собственно именно отсюда и название технологии – горячие эмали. Силикатная смесь при высокой температуре превращается в стекло и после остывания тщательно полируется. На конечном этапе на значок с горячими эмалями наносится гальваническое покрытие золотого или серебряного цвета.

В недавнем прошлом нашей страны, горячие эмали использовались массово, к примеру самые первые значки ГТО были изготовлены именно по этой технологии.

При подготовке макета значков, необходимо учитывать, что каждый цвет эмали обжигается отдельно, и каждый значок полируется. Поэтому очень тонкие линии в значках с горячими эмалями сделать практически невозможно. Толщина металлических линий в таких значках не менее 0,20-0,25 мм в том числе металлические бортики между эмалями и металлические надписи. Цветные линии в значках не менее 0,8-0,9 мм.

ТЕХНОЛОГИЯ - ШЕЛКОГРАФИЯ, ОФСЕТ

При изготовлении изделий по этой технологии к металлическому основанию значка простой или заказной формы приклеивается полиграфическая наклейка, которая потом заливается эпоксидной смолой. Достаточно экономичная технология при сложных и многообъектных изображениях. На сегодняшний день стала возможна печать непосредственно по металлу, но наиболее качественно это возможно только на алюминии, так как технологически он позволяет краске интегрироваться в свою структуру и без дополнительного защитного покрытия изображение может быть очень долговечным. Шелкография и офсет по металлу не очень рекомендуются к использованию без покрытия, так как достаточно быстро стираются.

Закатные

Для изготовления Вам потребуется специальное оборудование: закатные станки (ручные или пневматические) с насадками под определенный тип значка, резаки для вырубки изображений нужного размера или пресс, если требуется вырубить несколько одинаковых изображений одновременно.

Из расходных материалов: заготовка с булавкой или магнитом, лавсановая пленка, а также бумажная вставка с требуемым изображением. Суть технологии изготовления значков по закатной технологии состоит в использовании специальных ручных или пневматических закатных станков. Они используются для опрессовки заготовок значков. Стоимость таких станков колеблется от 8 до 30 тысяч рублей в зависимости от количества заготовляемых шаблонов, производительности и марки изготовителя.

Схема рабочего процесса проста. На металлическую основу заготовки наносят бумагу с изображением для значка, затем сверху крепят и стравливают лавсановую пленку, которая будет играть роль защитного слоя значка, а также придавать ему эффект глянцевого блеска. Далее получившаяся заготовка скрепляется с базой крепежа (на булавке, липучке или игле) – и все, значок готов.

Для изготовления изображений достаточно обычного цветного принтера, впрочем, для массовых изделий подходит и черно-белый лазерный принтер с высокой скоростью печати, только в качестве основной бумаги рекомендуется использовать не белую офисную, а разноцветные наборы бумаги для печати. Это будет прекрасной альтернативой полноцветной печати.

Заключение

Рассмотрев все варианты изготовления значков и медалей, можно прийти к выводу, что данное производство с легкостью можно развить, не требуя больших капиталовложений. Самый простой и бюджетный способ исполнения значков – закатный. Для более сложных работ при достаточном навыке литья, вполне реально использовать способ литья по выплавляемым моделям.