Декоративная керамика
×

Декоративная керамика

ВВЕДЕНИЕ

Кера́мика - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Декоративная керамика – это изделия различного предназначения из глины, украшенные каким-либо способом. Некоторые имеют функциональное значение, используясь в строительстве и архитектуре, в качестве домашней утвари и т.д., другие являются произведениями искусства и служат только для украшения.

Изготавливать керамику и украшать ее люди научились давно. Во многих музеях мира имеются самые разные керамические предметы, поражающие своей красотой.

До сих пор декоративные изделия из керамики остаются актуальными, так как характеризуются хорошими эксплуатационными, механическими, химическими свойствами. Эти свойства обусловливают долговечность керамических изделий.

Декоративные керамические изделия могут изготавливаться не только в производственных условиях, но, и, в непроизводственных условиях, например, дома.

Цель: изучение технологии изготовления керамических изделий в непроизводственных условиях

Задачи: 

  • Найти и внимательно прочитать информацию о технологиях изготовления керамических изделий
  • Изучить технологию, которую можно применить в непроизводственных условиях

В данной работе излагаются технология и реализация технологии в непроизводственных условиях и ее практическое применение.

Глава Ⅰ. Декоративная керамика и ее практическое применение

 Керамика, как один из древнейших материалов, использовался человеком испокон веков для изготовления самых разных вещей и предметов. Даже в непроизводственных условиях человек может создать красивое и качественное декоративное керамическое изделие и использовать его в своем быту.  Сегодня из керамики изготавливают крупные настенные панно, декоративные вставки на стену, скульптуры и вазы, являющиеся частью архитектурного ансамбля. Большой любовью пользуются и мелкие предметы утилитарного назначения, украшенные в той или другой технике, например, посуда и кухонная утварь.

В зависимости типа используемой глины, способу приготовления и виду декорирования различают несколько основных видов керамики:

  • Майолика (Рисунок 1) - это изделия из красной обожженной глины с крупнопористой структурой, покрытые глазурью, которая используется для того, чтобы создать гладкую блестящую поверхность изделия. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Глазурь наносится на изделие после утельного обжига. Предметам, изготовленным в этой технике, свойственны яркие и контрастные поливы глазури.

  • Фаянс. В его основе – белая глина. Изделия имеют довольно толстые стенки.

  • Фарфор (Рисунок 3), как и предыдущий вид керамики, создается из белой глины. Но стенки чашек, тарелок и ваз, изготовленных из фарфора, получаются тоньше и обладают удивительной полупрозрачной белизной, что недоступно для фаянса. По составу фарфор отличается от фаянса меньшим наличием глины и большим количеством различных составляющих: каолина, кварца и т.д.

  • Шамотные изделия (Рисунок 4). Шамот- это огнеупорная глина, каолин, обожжённые до потери пластичности. В практике художественной керамики шамотом часто называют пластичную массу на основе глин с добавлением 30-40 % собственно шамотной крошки крупностью 0,2—2,5 мм. Скульптуры, вазы и горшки из шамотной глины часто используются для ландшафтного дизайна.

Глава Ⅱ. Технология и ее реализация в непроизводственных условиях

Производство керамических изделий состоит из подготовки массы, формирования изделий, сушки, обжига и декорирования.

Подготовка керамических масс:

Керамические массы — это смесь исходных сырьевых материалов (кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой), которую можно приобрести в художественном магазине. Она является основой керамического черепка, который, собственно, формует изделие. Масса должна быть однородна, т.к. неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, неровностей, содержать достаточно влаги, позволяющей ей легко формироваться.

Перед формированием любая масса должна быть «перебита» или перемята. Для этого существует ряд способов:

  • На деревянной доске скатывают ролик глины и скручивающим движением разрывают на 2 части. Потом один кусок переворачивают и соединяют с другим. Все это повторяют 15-20 раз.
  • Кусок глины поднимают выше головы и бросают его на стол. Затем его скатывают в шар и разрезают проволокой на две части. После этого верхний кусок бросают срезанной стороной кверху, а на него второй кусок точно так же. Повторяют 20 раз.

Формирование изделий:

Существует несколько видов формирования изделий в непроизводственных условиях:

  • Лепка. Первые опыты по формированию глины следует начинать с лепки простых форм при помощи только рук. Игрушечные фигуры, бусы и другие мелкие изделия могут быть созданы путем соединения шаров и цилиндров (Рисунок 5). Сложные налепки и узоры выполняются с помощью стеков.

  • Точение форм на гончарном круге.

Гончарный круг (Рисунок 6) — устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Гончарный круг может быть разных размеров и приобрести его можно за абсолютно разную цену. Например, в магазине «Леонардо» можно приобрести небольшой детский гончарный круг за относительно небольшую цену.

Главным инструментом гончара являются его руки, но можно применять различные вспомогательные приспособления (толщиномеры, циркули, «греческие» губки, проволока и т.д.). При работе на гончарном круге руки мастера всегда должны быть влажными.

Первые опыты по формированию изделия на гончарном круге следует начать с создания вазы простой формы. Сначала с некоторой силой заготовку (шар из глины) бросают на круг, затем немного смещают массу в разные стороны путем надавливания на нее. Таким образом происходит так называемая центровка. Затем глину проминают, то есть подталкивают вверх, ладонями оказывая давление в нижней части кома, затем перемещают массу опять вниз. Данную операцию повторяют несколько раз. После этого начинают формировать полость и дно вазы (Рисунок 7). Держа большой палец правой руки вертикально, вдавливают его вниз в центр массы, другие пальцы при этом, находясь на наружной стороне, контролируют перемещение глины в стороны. Глубина вдавливания большого пальца определит толщину дна. Для раздвижения глины в сторону пальцы левой руки опускают до образовавшегося дна и осторожно давят по направлению правой руки, которая поддерживает глину с наружной стороны. Вытягивают цилиндр (Рисунок 8), для этого многие мастера использую конец среднего пальца левой руки, опуская его внутрь полости до дна, а согнутый большой палец правой руки прикладывают к внешней стороне вытягивающегося цилиндра, во время вращения круга руки ведут от дна кверху. Расширяют стенки до необходимой формы (Рисунок 9), оказывая давление на внутреннюю сторону цилиндра. Вытягивают шейку (Рисунок 10), осторожно захватывая верх горшка указательными и большими пальцами обеих рук и легко их поджимают.

  • Литьем можно получить изделия сложной конфигурации и тонкостенные изделия. Принцип работы рассмотрим на примере создания колокольчика. Сначала делают гипсовую форму для литья, для этого разводят гипс, купленный в строительном магазине, в пластиковом стаканчике, стенки которого предварительно смазывают жирным кремом. В раствор гипса погружаем сосуд для копирования (колокольчик), предварительно смазанный жирным кремом. Перед погружением все отверстия колокольчика заполняют пластилином. Когда гипс немного затвердеет достают колокольчик и удаляют стаканчик. Гипсовую форму оставляют сохнуть на 2-3 дня. Когда форма полностью высохнет, ее заполняют шликером, то есть глиной, разведённой до состояния текучести. Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы. Процесс всасывания влаги с одновременным нарастанием глиняного слоя на стенках формы называется у керамистов «насасыванием черепка». Сразу же после заливки шликера этот процесс идет очень быстро, затем замедляется и прекращается совсем. Именно в этот момент шликер сливают. На стенках внутренних поверхностей гипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии — стенки будущего изделия. Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать. Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла, а ее стенки отделились от формы, достаем изделие из формы. Пока изделие еще не совсем высохло, производят его оправку:срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-где на стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой.

Обработка необожжённых изделий:

Сырое изделие нуждается в конечной обработке, т.е. подготовке его поверхности к возможному декорированию.

  • Мокрая отделка- заглаживание влажной губкой, чаще всего применяется при литье.
  • Сухая отделка- производится шкуркой, когда изделие окончательно высохнет.
  • Полирование производится галькой или агатом, создает гладкую поверхность изделия.
  • Подрезка и обтачивание являются неотъемлемыми операциями при всех способах изготовления изделий формованием, при которых убираются излишки глины.

Сушка изделий:

Сушка способствует испарению воды, присутствующей в глине.  Хорошая среда для сушки — это ровная поверхность (желательно деревянная, можно подложить газеты для впитывания влаги), на которой размещаются изделия, отсутствие сквозняков и попадание прямых солнечных лучей; в дали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течении двух недель. В течении первых 2-3 дней сушки (особенно это касается изделий с тонкими частями) изделия лучше сушить в полиэтиленовом пакете, периодически открывая его. Когда глина приобретает определенную плотность (цвет глины при этом меняется, она осветляется), изделия можно продолжать сушить, сняв пакет. На последнем этапе процесс сушки можно ускорить, например, досушивая в более теплых местах (в печи, духовом шкафу с доступом воздуха, т.е. оставлять чуть приоткрытой дверцу шкафа). Процесс сушки виден глазом – изделие светлеет, твердеет и становится легче.

Декорирование изделий после сушки:

  • Гравирование (Рисунок 11)
  • Резьба (Рисунок 12) - это глубокое гравирование острорежущим инструментом

Обжиг:

В процессе обжига формируется структура черепка, определяющая технические свойства изделия (пористость, механическую прочность, термоустойчивость и др.). В производстве художественных керамических изделий используют двукратный и реже однократный обжиг. При однократном обжиге изделие после сушки сразу глазуруют и затем обжигают при температуре 500-900°С. Такой способ обработки можно применить для толстостенных изделий. При двукратном обжиге полуфабрикат после сушки подвергают вначале первому (утельному) обжигу, при котором изделие приобретает механическую прочность, затем его глазуруют и обжигают второй раз (политой обжиг). Для изделий из разных материалов обжиг происходит при разных температурах. Фарфоровая схема обжига: сначала проводят первый, утильный, обжиг при температуре 800-1000°С, а второй обжиг при температуре 1250-1450°С. Фаянсовая схема обжига: первый обжиг фаянса происходит при высоких температурах 1200-1300°С, а второй при температуре900-1250°С. Обжиг майолики: первый обжиг происходит при температуре 900-950°С, а второй при температуре от 900°С до 1100°С.  При некоторых способах декорирования керамики для закрепления красок и позолоты изделия подвергают третьему обжигу (муфельному) при температуре 600 - 800°С.

Способы обжига

Обжиг в муфельной печи. Муфельная печь- это электрическая печь, снабженная механизмом регулировки температуры. Современные печи имеют автоматические программы обжига изделий различных типов, окно для просмотра состояния изделий и прочие опции. Но к сожалению, не всегда есть возможность провести обжиг таким способом в непроизводственных условиях.

Обжиг на костре или в неэлектрических печах. Для того чтобы воспользоваться данным способом необходимо поместить изделие в емкость с песком – это сгладит резкое повышение температуры. Процесс должен быть под наблюдением. Недостаток способа- невозможность регулирования температуры.

Обжиг в домашних условиях. На газовой или электрической плите тоже можно провести обжиг глиняного изделия. Для этого можно взять чугунную сковородку с сухим песком и поставить ее на огонь. Сверху нужно аккуратно установить изделие и накрыть несгораемой емкостью – глиняным горшком или кастрюлей. Процесс должен быть под наблюдением и помещение стоит регулярно проветривать, чтобы не вызвать перегрев и перенасыщение воздуха ядовитыми газами.

Декорирование утельных изделий:

Полученные после утельного обжига изделия можно декорировать специальными подглазурными красками. Краски представляют собой сухие порошки. Чтобы приготовить пасту, небольшую порцию порошка краски насыпают на палитру, добавляют воду, несколько капель глицерина и растирают до полной однородности. Во время работы из пасты может испариться вода, поэтому изредка надо добавлять несколько капель воды. После того как роспись нанесена, ее покрывают прозрачной или полупрозрачной глазурью и подвергают политому обжигу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Керамика является одним из древнейших материалов, используемых для изготовления посуды и художественных изделий. Она обладает рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, изделия из нее обладают высоким эстетическим потенциалом, это и определяет ее широкое использование.  Многие люди покупают керамические изделия в магазинах за большую стоимость. В моем реферате я рассмотрела технологии изготовления керамических изделий в непроизводственных условиях. Знание этих технологий позволяет изготавливать качественные декоративные керамические изделия даже находясь дома.